|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 26 марта 1912 г.
Светлый понедельник


Прошу святых молитв ваших, духовные дщери мои о Господе, на предлежащий мне путь. Не хочу скрывать от себя, какие труды мне предстоят на новом поприще. Решению Св. Синода я подчиняюсь, как воле Божией; но просил себе милости, чтобы оставили меня в Скиту. Может быть, мне и жить немного осталось, надо готовиться к вечности, к которая совсем не готов или весьма мало. Я давно желал оставить начальство и игуменство, отказаться и от старчества. Пусть другие возложат на себя эти труды, пусть и на этот путь идут новые силы, я же хотел удалиться в безмолвную келлию, в которой начал я монашество, но нет на это воли Божией. Я просьбу оставить меня в Скиту я получил 3 письма от архиепископа Сергия Финляндского, человека высокой духовной жизни, затем от викария Московского Трифона, знающего меня лично, потому что у нас полагал он начало монашеской жизни, и еще от одного первосвятителя, и все они в один голос, хотя и в разное время, советуют мне подчиниться воле Св. Синода, как гласу Божию, и вот я подчинясь и еду.
Есть ученые офицеры, называемые офицерами Генерального Штаба. Но приходится им долго сидеть на одном месте; лишь устроятся, смотришь, получают новое назначение, и приходится им переезжать из Самары в Одессу, из Одессы в Петербург, а оттуда на Дальний Восток и т.д. Монахи – это тоже своего рода офицеры Генерального Штаба, только служат они не земному царю, а составляют воинство Царя Небесного. Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13, 14). А потому инок не должен ни к чему привязываться душой, помня, что все на земле суетно, скоропреходяще и тленно. Когда я совершил путешествие в Манчжурию и вернулся обратно в Оптину Пустынь, то казалось мне, что больше уже не придется уезжать отсюда и кончу я здесь дни жизни моей, а вот случилось иначе.
Много раз говорил я уже вам и опять повторяю, что не нужно верить в сновидения, так как там трудно разобрать, который сон благодатный и какой от врага; враг ведь всюду расставляет сети, чтобы уловить неосторожных. Св. Иоанн Лествичник говорит : Верь только такому сну, который возвещает тебе о вечном мучении за грехи, но если и такие сны зачастят, то не верь и им: значит, враг хочет навести на тебя уныние, да, пожалуй, и отчаяние. Впрочем, и святые отцы говорят, что есть сны благодатные, которые оправдывают сами себя.
Помню, когда еще и не помышлял о монашестве, в 1883 году 17 сентября вижу замечательный сон. Казалось мне, что я нахожусь в какой-то большой комнате, а передо мною старинные часы с большим маятником, похожие на те, что были в старину на почтовых станциях. Какой-то Старец находится около меня и, указывая рукой на часы, спрашивает:
– Который час?
– Половина седьмого, – отвечаю.
Он меня спрашивает вторично:
– Который час? – а затем и третий раз.
– Половина седьмого, – говорю я уже с оттенком раздражения в голосе, а он отвечает:
– Через три года в этот день и месяц ты умрешь.
Я проснулся. Быстро оделся и посмотрел на часы. Было 35 минут седьмого, минут 5 я потратил на одевание, следовательно, сон совпал с действительностью. Произвел он на меня сильное впечатление, и рассказал его некоторым близким мне товарищам. Все они признали, что сон особенный и, может быть, сбудется буквально.
Посоветовали мне записать его. «Надо готовиться к переходу в иной мир», – говорят мне.
Боже мой! Три года – какой короткий срок для подготовки. Надо начинать готовиться, но как – решительно не знаю. Один знакомый инок посоветовал: «Соблюдать посты, ходить почаще в церковь, побольше молиться и постепенно удаляться от всех удовольствий мира сего». Я начал по силе исполнять это. Особенно трудно мне было отказаться от музыки, любил я серьезную музыку, и в частности хорошую оперу. Но в оперу часто входит страстный элемент и затрагиваются вообще страсти, и я перестал ходить в театр. Мне посоветовали бывать на духовных концертах, заменить музыку светскую духовною. Но чем больше искал я утешения в Боге, тем бледнее становились прежние утешения. Передо мной лежало 3 пути, и я не знал, на который решиться. Один – остаться холостым и жить в миру благочестно, другой – жениться, третий – идти в монастырь. Этот последний путь представлялся мне неясно, как туманное пятно. Волновалась душа моя, не зная, какой путь избрать. Один инок успокоил меня: «Предоставьте все воле Божьей. Он Сам управит вас». Тогда я вполне положился на волю Божию и несколько успокоился.
Прошло 3 года, наступило 12-е сентября, я отправился в Раифскую Пустынь, поговел там, и хорошо поговел. На исповеди я рассказал духовнику о своем сне. «Не знаю, что вам ответить на это, – сказал духовник, – может быть, сон и исполнится на самом деле, и вы у нас в этот день умрете, но может быть, он имеет и другое значение, духовное, которое мы с вами теперь не понимаем». Наступило 17-е сентября. Я приобщился Св. Таин и остался жив. Сон не исполнился буквально, но я стал жить уже не прежней жизнью, он имел огромное значение для всей моей последующей жизни, с него начался перелом и я, как говорится, повернул курс к востоку.
Прошло еще три года. Случайно, как говорят в миру, но, конечно, по неисповедимому Промыслу Божию, прочел я в журнале «Вера и разум», что есть в Калужской губернии Оптина Пустынь, а в ней – великий Старец о.Амвросий, к которому для решения насущных вопросов едут со всех концов России. «Ах, вот эврика, нашел. Поеду к нему, и он мне укажет, какой путь избрать». Взял отпуск и отправился. Отец Амвросий принял меня. «Не тот ли это Старец, – подумал я, – которого я видел во сне? Несколько похож, но с уверенностью сказать, что он – нельзя». Рассказал я и сон свой. Батюшка проницательно смотрел на меня. Выслушав, он улыбнулся и заметил: «Этот сон имеет другое значение, а не буквальное, вы в этом убедитесь. Сейчас в монастырь идти не благословляю, а потом вы там будете».
Приехал я к о.Амвросию снова через 2 года, когда он был уже в Шамордине. Приехал разбитый, измученный и нравственно, и физически. Господь по милосердию Своему послал мне в это время тяжелую болезнь. Теперь батюшка благословил меня поступать в Скит: «Подавайте в отставку, кончайте свои дела и приезжайте», – сказал о.Амвросий. Это было 13 сентября, в день обновления Иерусалимского храма.
Так и поступил я, и прожил здесь 20 лет, и вдруг приходит мое назначение. Тяжело мне было. Но вот с Великого Четверга на Пятницу вижу сон. В этот день служил я Всенощную. Люблю я службу с Четверга на Пятницу. Помню, читая 12 Евангелий, мне казалось, что все в них относится к настоящему моему положению. Ведь Евангелие применимо к каждой христианской душе. Когда я начал читать 1-ю беседу и дошел до места: Чадца, не долго уже быть Мне с вами (Ин. 13, 33), – голос мой дрогнул, но я удержался, плакать у нас не полагается. «Чадца, не долго уже быть Мне с вами», за мной стоял Скит, с которым я должен расстаться. Но да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Мя веруйте. В дому Отца Моего обители многи суть, аще ли же ни, рекл бых вам, иду уготовати место вам, и аще уготовлю место паки прииду и проиму вы к Себе (Ин. 14, 1–3). И последующее в Евангелии все так сильно действовало на душу.
Не знаю, под впечатлением ли этого чтения, или чего другого, вижу сон, будто я нахожусь в Казанском соборе, где я и принял пострижение в мантию. Стою я у иконы Богоматери, и приходят двое: облачают меня в схимнические одежды, с которыми я знаком, затем возлагают на рамо что-то великое, что не составляет принадлежность схимнического одеяния, – и проснулся. Странный, думаю, сон: значение его не понимаю. Рассказал его здесь одному. Мне объяснили его, что означает большие скорби, и правда, – что мне и ожидать на новом назначении? Действительно, схимнические одежды нужно выстрадать : если когда кто покупает себе нарядный костюм, то должен заплатить за него, не тем ли более за схиму. Только за обыкновенные одежды платят деньгами, а за схимнические – великими скорбями. Добрых дел у меня нет в запасе, подвигов тоже никаких. С утра занимаюсь распоряжениями по скитскому хозяйству, а с 2-х часов открываю здесь, как вы сами знаете, так ежедневно до вечера. Чем же оправдать схиму? Скорбями. Надо распяться для мира, по словам апостола: мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6, 14).
Итак, чтобы получить право на вход в Царствие Небесное, нужен крест, нужно распятие. Если вчитаться в Евангелие, то всюду встретишь таинственное число четыре – знаменующее крест. Расслабленного принесли четверо, а четверо составляют крест. А кто этот расслабленный? Это каждая христианская душа, зараженная грехом, но идущая ко Христу за исцелением. Господь говорит про Себя: И поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его, и убиют Его, – а затем прибавляет, – и в третий день воскреснет (Мк. 10, 34).
Слова эти относятся ко всякому христианину. Кто следует неуклонно за Христом путем Его заповедей, тому необходимо пройти эти 4 этапа: «И поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его, и убиют Его». Если кого-нибудь из вас спросить: «Любишь ли Иисуса Христа?» – то каждая, наверное, ответила бы «люблю». Но любовь ко Христу надо выстрадать, без страданий невозможно стяжать эту любовь. Но, может быть, кто-нибудь захотел бы и любить Христа, и в то же время избежать скорбей, жить вполне спокойно. Немыслимо это, так как враг не оставит в покое людей, работающих Господу. Но надо все перенести, все перестрадать и не прогадаешь – конец – Царствие Небесное.
Господь учит: Да несмущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Мя веруйте (Ин. 14, 1). Прямой путь на небо – вера. Жизнь и проста, и сложна. Кажется странным, как совместить два, по-видимому, противоположный понятия. Но противоречия нет. Проста она для тех, которые не рассуждая, во всем вверяются водительству Божию, и сложна для тех, которые мудрствуют в деле спасения, придумывая себе особенные подвиги, особенные дела. Господь сказал о том, как достигнуть Царствия Небесного: И аможе Аз иду, весте, и путь весте (Ин. 14, 4). На этот путь указывает наша Православная Церковь. Жизнь задает и вам трудные задачи, но не смущайтесь, вы стоите на истинном пути, вам нечего бояться. У каждой из вас есть свой крест, но пусть никто не думает, что у нее крест тяжелее, чем у другой, может быть, та, которая так думает, ошибается и несет более легкий крест. И перед вами лежат различные пути, некоторым иноческий, но не все способны идти в монастырь; у кого нет этого желания, тому и не нужно насиловать себя; есть выражение: «И белые одежды не погубляют, и черные сами по себе не спасают». Можно спастись и в миру, не забывайте только Господа и по силе своей соблюдайте его заповеди. Главное – дорожите верой православной и не меняйте ее ни на какие другие сокровища мира сего.
Надо потрудиться для Царствия Небесного. Рассказывали мне про одного человека: пришли к нему однажды товарищи и спросили, как он думает провести вечер. Тот ответил: «Еще не решил, может быть, в театр поеду, а то в гости пойду». – «Поедем в цирк». Он согласился. Кажется, это обстоятельство – есть незаметный штрих в его жизни, но оно имело затем громадное значение для всей его жизни. Приехали они в цирк. Там, конечно, нет ангелов, и если и есть, то не ангелы света, а противоположные, и они-то всюду стремятся погубить человека. Понравилась ему одна наездница, и ей он понравился. Юноша отличался огромным богатством и готов был все сделать для той, которую он так полюбил. Она ответила ему, что любит свое искусство и цирк никогда не бросит. И вот началась для него жизнь, полная всяких волнений. Он устраивал для нее балы за балами, переезжал из города в город, куда ехал цирк, осыпал ее цветами, бросал ей под ноги бриллианты. Она сделалась его кумиром, которому он поклонялся вместо Бога. Как ни велико было его богатство, но он, наконец, разорился и начал бедствовать. Тогда она его бросила. Но если только ему удавалось получить или заработать несколько денег, как он сейчас же стремился истратить их на нее. Каких-то трудов ни принимал на себя этот человек, чтобы угодить возлюбленной своей, – нам ли для Царствия Небесного не принять на себя хоть малые труды.
Именем Господа Иисуса Христа умоляю вас: не имейте духовного общения с неверующими или еретиками, если бы они были даже ваши близкие родные, и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Однажды пришел ко мне один скитянин весь в слезах: «Что случилось?» – спрашиваю. Он рассказал мне свое горе. Брат его перешел в баптисты: «Погибает теперь душа его, что делать?» – спрашивает он меня. «Молиться», – отвечаю. Помолились мы за него, и, благодарение Богу, он вернулся к Православию, и хотя человек он необразованный, но познал всю нелепость баптизма.
В настоящее время всякие секты сильно распространились. Православная Церковь умалена, но продолжает, единая, содержать истину. Толстой, Ницше и другие безчисленные еретики, имже имя легион, лгут и лгут, никогда их не слушайте. Все секты и ереси узнаются по тому, что каждая старается заманить в свою лавочку, и сходятся лишь в одном, в непримиримой вражде к Православной Церкви. Теперь дожили до такого безумия, что даже говорят: буддизм выше христианства, прочтите такие-то и такие книги и вы убедитесь. Не читайте их, так как там все ложь. Мне рассказывали приехавшие студенты из Духовной Академии, что в Петербурге воздвигли уже буддийский храм и идол Будды уже лежит в таможне; покамест кумирослужения нет, но придет время, я-то до него не доживу, а кто из вас помоложе, тот доживет, и начнут приносить жертвы идолу, как во времена языческие. Но не смущайтесь, Господь не оставит вас. Провидя это тяжелое время, Христос предупредил нас в Евангелии: будут говорить вам се, зде Христос, или онде: не имите веры. Востанут бо лжехристи и лжепророцы... (Мф. 24, 23–24; Мк. 13, 21–22), – их так много теперь.
Держитесь твердо за веру Православную, не поступайтесь своими религиозными убеждениями, несмотря на все насмешки. Господь сказал Своим ученикам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16) – так и вы не сами избрали Господа, но Господь избрал души ваши. Если же Он избрал, то и спасет, имиже весть судьбами. Студенты приезжают из дальних стран для учения, и чтобы его окончить, терпят всевозможные лишения, в надежде, что получат потом место, чтобы прокормить себе и свою семью; и христианин – тоже студент, и он должен трудиться и нести всякого рода скорби, чтобы получить место в Царствии Небесном.
Не вдавайтесь в многотрудное чтение, это совсем не полезно. Самым поучительным чтением являются Жития святых; здесь не дается теоретических знаний, но представляются живые примеры подражания Христу Спасителю. Святые да будут вашими наставниками, не имейте других учителей, чтобы не смущаться духом, особенно таких, которые стараются отвлечь от Православной Церкви, бегайте от таких наставников.
Многие теперь удалились и удаляются от Христа Спасителя, и число учеников Христовых все сокращается. Господь сам сказал, что когда Он придет, то едва обрящет веру на земле. У нас в России насчитывают свыше 120 миллионов жителей; если откинуть от этого числа иноверцев – евреев, магометан, католиков, лютеран и т.д., пусть хоть половину, – но все-таки 60, 50 миллионов остается православных. Это говорит статистика, но кто из этого списка истинно православный, а не по названию только, – это тайна, которую знает Один Господь.
Когда я был в Манчжурии, то познакомился там со многими иноверцами – католиками, лютеранами, часто с ними беседовал, и они охотно меня слушали, особенно лютеране, которые менее фанатичны. Присоединить к Православию никого не удалось, да и цель у меня была другая – утешать и напутствовать раненых. Но, может быть, Господь и отверз их сердца и присоединил к единой истинной Православной кафолической Церкви, вне которой невозможно спастись.
Сегодня праздник св. архангела Гавриила. В Православной Церкви всегда после большого праздника бывает празднование лицу, послужившему этому празднику. Архангел Гавриил благовествовал Деве зачатие, оттого после Благовещения празднуем архангелу Божию. 7-го января праздник, или собор, Иоанна Крестителя, крестившего Господа 6-го января. Почитайте эти церковные праздники. Сходите к ранней обедне, а если время не позволяет, то хоть зайдите в храм Божий до службы, приложитесь к иконам, поставьте свечечку, выньте просфорочку – и Господь малое примет за великое.
Приходил ко мне на днях отец Феодосий , говорил мне, что в Страстной Четверг вы все служили молебен о моем здравии, а я помню, в то время почувствовал особенную легкость. Прошу вас, дети мои, вспоминайте меня в своих святых молитвах. Когда бываете в церкви, то во время проскомидии помолитесь за меня, особенно в это тяжелое время. «Помоги, Господи, отцу нашему духовному игумену Варсонофию», – я же буду за вас молиться, и тогда общение между нами не прекратится. Может быть, это последняя моя беседа с вами, а потому я стараюсь преподать и напомнить вам о том, о чем уже часто говорил, что необходимо для спасения души вашей. Твердо веруйте в Бога и дорожите этой верой, исполняйте по силе все уставы Святой Православной Церкви, не имейте дружбы с еретиками – и Господь не оставит вас.
В тяжелое время мы живем, порок всюду преуспевает. Говорю вам не для того, чтобы вас опечалить, но ободрить и вложить в душу вашу упование на Господа. Вот Христос призывает меня сеять на ниве каменистой, скуден у меня и запас зерен, а сеять надо, но говорят мне: «А благодать Божия?» Если бросить семена в сухую каменистую почву, то они не взойдут, но если взрыхлить ниву, и она оросится дождем, то даст плод свой. Да поможет же всем нам Христос Бог.
Мир вам. Аминь

назад

                         как доехать до обители........ . . .